В марте 2009 года на очередном заседании Президиума Общероссийского собрания разработчиков сметных программ была создана Общероссийская общественная комиссия по вопросам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные (далее – Комиссия). 20 мая 2009 года состоялось очередное заседание Комиссии.
 
За прошедшие 2 месяца из различных регионов Российской Федерации в адрес Комиссии поступил ряд материалов, указывающих на большое количество ошибок, содержащихся в сметно-нормативных базах некоторых программных комплексов. В сообщениях были приведены примеры смет, составленных в сметных программах, распространяющих так называемый «ЭТАЛОН» от ФГУ ФЦЦС, содержащий ошибочные расценки и нарушения кодов в базах ГЭСН, ФЕР и ТЕР. Также представленные материалы содержали сравнительные подборки расценок, взятых из этих печатных источников, и расценок из программных комплексов, использующих так называемую «эталонную сметно-нормативную базу». Поводом для подобного анализа стали постоянные обращения в региональные органы ценообразования строительных организаций, применявших в своих сметных расчетах программы, содержащие недостоверную сметно-нормативную базу так называемый «ЭТАЛОН» от ФГУ ФЦЦС.
 
От этих ошибок, допускаемых недобросовестными разработчиками, страдают вполне реальные организации, вынужденные использовать в своей работе программы, практически безальтернативно навязываемые потребителю в некоторых регионах России. И эти организации несут столь же реальные материальные убытки.
 
Среди разработчиков, заведомо предлагающих потребителям некачественный продукт, Общероссийская общественная комиссия отмечает деятельность организаций, подписавших с ФГУ ФЦЦС договоры распространения так называемого «ЭТАЛОНА сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве» от ФГУ ФЦЦС.
 
Рассмотрев поступившие материалы, Комиссия сочла необходимым донести до общественности ряд соображений, проясняющих сложившуюся ситуацию.
 
Полномочия в сфере ценообразования по контролю за разработкой и достоверностью сметно-нормативных баз и методик лежат на Министерстве регионального развития Российской Федерации и, в соответствии с Положением Минрегиона России, могут реализоваться через свои подведомственные учреждения, в частности, через ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФГУ ФЦЦС).
 
Все организации, выпускающие программные комплексы для сметных расчетов, так или иначе используют сметно-нормативные базы, разрабатываемые ФГУ ФЦСС и другими уполномоченными организациями, выпускаемые в виде печатных сборников. Поскольку данные сборники находятся в свободном доступе, организации, разрабатывающие их, не могут в полной мере контролировать качество «конечного продукта», т.е. электронных баз данных, созданных на основе утвержденных печатных сметных нормативов. Одним из инструментов, позволяющих преодолеть такое положение, должно было стать введение ФГУ ФЦЦС регистрационной карты владельца экземпляра эталонной (качественной) сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, которая должна была выдаваться продавцом сметной программы каждому конечному пользователю и служить подтверждением правомерности использования сметных нормативов. Для конечного пользователя данная карта должна была служить гарантией того, что используемая им сметная программа содержит точный электронный аналог (эталон) печатной сметно-нормативной базы.
 
Однако, по информации Общероссийской общественной комиссии распространяемый ФГУ ФЦЦС «эталон» не был верифицирован, не соответствует печатным сборникам норм. Кроме того, ФГУ ФЦЦС постоянно выпускает нелегитимные нормативыи их изменения. В связи с этим, все фирмы подписавшие с ФГУ ФЦЦС договор распространения так называемого «ЭТАЛОНА», вынуждены распространять заведомо недостоверную информацию.
 
И этот обман прикрыт весьма изощренным способом. ФГУ ФЦЦС под маркой отсутствующего в настоящее время Федерального агентства по строительству опубликовал в сети набор сертификатов так называемого «соответствия» баз данных, входящих в состав программного продукта, официальным изданиям. Однако практика показала не способность этих сертификатов гарантировать достоверность баз.
 
Всем известно, что в процессе распространения нормативов ФГУ ФЦЦС не несет никакой ответственности за то, что оно распространяет, кроме того, сама процедура распространения не всегда настолько прозрачна, чтобы можно было судить о ее достоверности. Яркий пример тому – «рекомендованная программа ГОСТРОЙСМЕТА». Комиссии удалось выяснить, что заключение о соответствии электронных баз данных официально изданным печатным сборникам ГЭСН вообще не выдавалось да и тестирование в органах сертификации самой программы не проводилось.
 
Более того, в программных продуктах, подписавших с ФГУ ФЦЦС договор распространения так называемого «ЭТАЛОНА сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве » от ФГУ ФЦЦС, одна и та же база может быть представлена в десятках редакций, а значит, как минимум десятки из них недостоверны. Пользователю фактически предлагается выбор, с какой базой ему удобнее работать: с той, которая позволит сэкономить бюджетные средства (и лишь при условии, что из этих баз хотя бы одна – близка к достоверной), или с той, что позволит извлечь максимальную прибыль за казенный счет.
 
Подобные факты ярко свидетельствуют, что выданные данным компаниям сертификаты не могут иметь под собой никакой легитимной основы, а все утверждения разработчиков этих программных продуктов о соответствии используемых ими баз данных новой редакции СНБ – откровенный обман.
 
В ходе заседания члены Комиссии также отметили, что компании, подписавшие с ФГУ ФЦЦС договор распространения так называемого «ЭТАЛОНА сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве» от ФГУ ФЦЦС, хотя и не являются в регионах монополистами, невольно настолько мощно организовали сеть силового навязывания недостоверной информации единственно в не сертифицированной программе Госстройсмета, что это приняло угрожающие масштабы. Хотя они и занимают пока менее 20% рынка, но в настоящее время никакого противодействия, ни со стороны сметчиков и со стороны органов государственной власти им нет.
 
ФГУ ФЦЦС – фактически коммерческая организация, прежде всего стремящаяся реализовать свой коммерческий интерес. Однако этот интерес в данном случае противоречит реализации государственной политики в сфере ценообразовании. Одной из основных задач этой политики является снижение коррупции и финансовых злоупотреблений в сфере бюджетного строительства. Именно этому служат разрабатываемые Минрегионом РФ меры по стандартизации и повышению достоверности сметных расчетов. Однако ФГУ ФЦЦС целенаправленно и массированно ведет антигосударственную политику, прямым и косвенным образом противодействуя реформам. Ее деятельность проявляется в организации семинаров, встреч, конференций, целью которых является отнюдь не совершенствование профессионализма сметного сообщества, а продвижение своей «продукции» (Госстройсмета) и сопутствующей ей «политики», служащей завоеванию и сохранению привилегированного положения на рынке сметных программ. Постоянно выступая за «рыночные отношения» и противодействие государственному регулированию, ФГУ ФЦЦС, тем не менее, является монополистом в своей области. Общемировая практика доказывает, что монополист всегда и всеми средствами будет противостоять качественной конкуренции и стремиться к сохранению своей лидирующей роли на рынке.
 
На основании вышеизложенного Общероссийская общественная комиссия по проблемам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные, РЕШИЛА:
 
  1. Осудить деятельность ФГУ ФЦЦС и ее дочерних компаний (Госстройсмета) по распространению недостоверных сметных баз.
  2. Рекомендовать разработчикам сметных программ принять необходимые меры по информированию сметного сообщества, органов государственной власти, органов местного самоуправления и строительных организаций Российской Федерации о неправомерной деятельности ФГУ ФЦЦС.
  3. Учитывая сложную ситуацию в строительной отрасли, связанную с переходом от системы лицензирования к саморегулированию, а также издержки финансового кризиса, рекомендовать разработчикам сметных программ и нормативных баз данных с тем, снизить стоимость приобретения, а в отдельных случаях бесплатно оснащать особо нуждающиеся организации своими программными продуктами. Подобные меры станут подспорьем в совершенствовании системы ценообразования в Российской Федерации, и позволят предприятиям — конечным пользователям пережить реформы без дополнительных затрат со своей стороны.
  4. Рекомендовать разработчикам сметных программ реализовать свое право внесения предложений в органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления РФ и привлечь к ответственности юридических и физических лиц, занимающиеся распространением сметных программ, содержащих заведомо недостоверные данные.
 
Положительный результат работы Общероссийской комиссии уже есть: по результатам переговоров Комиссии государственным предприятиям, контролирующим органам, муниципальным заказчикам, которым программный комплекс сметных расчетов ГосСтройСмета предоставлен бесплатно или на льготных условиях, указано на непредсказуемость негативных последствий его использования.
 
Уважаемые друзья, в настоящее время Комиссия продолжает свою работу. Очередное заседания Общероссийской общественной комиссии по вопросам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные, состоится 20 июля 2009г. Просим Вас свои рекомендации, жалобы и заявления, касающиеся распространения сметных программ, содержащих недостоверные данных, направлять в адрес разработчиков используемых Вами сметных программ.
 
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:
 
24 апреля 2009 года на расширенной коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации, наряду с другими вопросами, также были обсуждены проблемы использования сметных программ.
 
В решение Минрегионразвития России «Об итогах работы Министерства в 2008 году и планах на 2009 год» от 24.04.2009 г. определены нижеперечисленные задачи:
 
  • обеспечение разработки государственных сметных нормативов, обеспечивающих достоверность стоимостных расчетов на стадиях бюджетного планирования, проектирования и проверки достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, включая совершенствование ценообразования в строительстве при реализации государственных (муниципальных) программ;
  • разработка предложений по внедрению прогрессивных средств автоматизации процессов формирования стоимостных расчетов в сфере градостроительной деятельности и комплексной системы управления затратами в строительстве, а также по совершенствованию сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности и по приведению содержимого сметных программ и сборников ТЕР-2001 субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственными сметными нормативами;
  • подготовка предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве при реализации государственных (муниципальных) программ строительства;
  • подготовка рекомендаций администрациям субъектов Российской Федерации по приведению территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами в порядке, предусмотренном приказом от 11 апреля 2008 года № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;
  • осуществление постоянной координации работы по приведению территориальных сметных нормативов в соответствии с государственными сметными нормативами;
  • обеспечение контроля за достоверностью государственных сметных нормативов, применяемых на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
 
Реализация вышеуказанных задач, вытекающих из решения Минрегионразвития России от 24 апреля 2009 года, позволит систематизировать процесс разработки, а также совершенствовать и внедрять сметное нормирование и ценообразование в соответствии с утвержденными государственными нормативами.
 
18 мая 2009 года состоялось заседание Президиума Правительства Российской Федерации. Одним из первых и важных вопросов, обсуждавшихся на заседании, стала проблема определения стоимости объектов капитального строительства, которые финансируются из федерального и региональных бюджетов. На заседании председатель Правительства РФ В.В. Путин сообщил о подписании постановления «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».
 
Данное постановление имеет яркую антикоррупционную направленность. Его принятие практически устраняет экономические предпосылки для развития коррупции, а применение на практике будет способствовать снижению федеральных расходов на объекты капитального строительства.
 
Вице-премьер Правительства РФ Д.Н. Козак рассказал, что подписанное постановление направлено на систематизацию сметного нормирования и установление единых подходов к разработке сметной документации: постановление определяет предмет проверки сметной стоимости и порядок осуществления такой проверки органами Главгосэкспертизы, определяет перечень документов в области сметного нормирования, разработка которых должна быть выполнена в первоочередном порядке.
 
Руководители фирм-разработчиков сметных программ приветствовали принятие этого знакового постановления и отметили, что оно позволит повысить точность определения потребностей в финансовых средствах на строительство объектов капитального строительства и предупредить злоупотребления в сфере строительства, осуществляемого с привлечением средств федерального бюджета, выразили надежду, что в ближайшее время ФГУ ФЦЦС взамен исключительно коммерческой деятельности займется своими уставными задачами и в нашей стране будет созданы такие правила определения стоимости строительства, в том числе и в текущем уровне цен, которые позволят устранить коррупционные проявления, позволят каждой стороне строительства реализовать свои цели без ущерба для бюджета и строительной отрасли.
 
Пресс-служба